Как вырезать фигурку из дерева ножом

Содержание

Инструменты

Начинать любую работу всегда следует с подготовки необходимых инструментов. У всех мастеров имеются индивидуальные наборы, однако есть варианты, которые можно назвать универсальными.

Для вырезки фигур из дерева нужен немалый перечень инструментов, без которых невозможно обойтись.

вырезать, фигурка, дерево

  • Рашпили, наждачные материалы, машинка для шлифовальных работ. Понадобятся в конце создания деревянных изделий.
  • Стамески. Нужны для того, чтобы прорабатывать различные детали. Они служат для выборки фона, грубой зарубки. Стамески бывают косыми, плоскими, загнутыми и так далее. Отличаются друг от друга шириной кромки, которой можно резать.
  • Тесло. Используется для обработки небольших элементов фигуры.
  • Богородский нож. Его лезвие короткое, прямое. Без этого инструмента практически нельзя обойтись при создании изделий из дерева.
  • Ножи-косяки. Применяя такие инструменты, можно успешно решать самые разные мелкие задачи.
  • Резаки. Лезвия таких ножей являются короткими и скошенными.
  • Топорик, ножовка. Если размер скульптуры намечается большим, нередко используются и бензопилы. Данные приспособления необходимы, чтобы осуществлять первичную (грубую) обработку фигуры.
  • Дрель. Этот инструмент нужен в тех случаях, когда необходимо проделать сквозные отверстия.

Выбор материала

Фигуры медведей следует создавать из деревьев мягких пород.

Выбор подходящего варианта зависит от того, какие именно характеристики материала для вас особенно важны.

Среди наиболее подходящих для резьбы пород древесины можно выделить следующие.

  • Осина. Из нее будет удобно резать даже новичку. Такое дерево устойчиво к воздействию света, влаги, холода и даже кислоты. Осина очень высоко ценится резчиками, потому что ее можно резать в любом направлении. Такая древесина не сминается и не скалывается.
  • Ива. Довольно эластичная и легкая порода дерева. Такой материал очень удобно полировать, шлифовать и резать. Ива хорошо подойдет для создания большой объемной фигуры медведя.
  • Липа. Данный материал считается самым подходящим для создания деревянных фигур. Его очень удобно обрабатывать. Липа хорошо режется, не растрескивается и не усыхает. Такая древесина является мягкой и легкой.

Кроме того, можно использовать лиственницу. Но если вы хотите сделать садовую скульптуру из этого дерева, следует учесть, что без обработки она со временем растрескается.

Особенности

Медведь – персонаж, который нередко встречается в русских народных сказках.

Этот зверь является символом духа и силы русского народа, олицетворя собой мощь, которая не будет вырываться из-под контроля без веской на то причины.

Именно поэтому его так часто изображают резчики по дереву.

Пошаговая технология

Перед работой нужно убедиться, что все инструменты являются исправными и хорошо наточенными. Их ручки должны быть максимально удобными. Затем следует создать на бумаге эскиз будущей фигуры. Желательно сделать несколько проекций: сбоку, сзади, спереди.

Далее поэтапно создавать фигуру медведя нужно по следующему алгоритму.

  • Перенесение на заготовку эскиза. Это легче делать, если брусок является прямоугольным. На такую заготовку можно нанести сразу несколько проекций.
  • Создание лепной фигуры. Данный этап является очень важным, пропускать его не следует ни в коем случае. Создайте модель медведя из глины или пластилина. Нужно будет повторить на древесине контур объемной фигуры.
  • Грубая вырубка. Все лишнее, остающееся за контуром, нужно будет убрать, применяя пилу или небольшой топор. Тесло понадобится для того, чтобы вырубать различные мелкие элементы фигуры.
  • Сглаживание резких углов. Для этого следует использовать стамески и резаки. После таких работ вы уже начнете видеть силуэт, но округлять фигурку еще рано.
  • Проработка деталей. На данном этапе резчик работает с шерстью. Для этого можно применять богородский нож, косяк, стамеску.
  • Шлифовка фигуры. Следует применять шлифмашинку или наждачку.

В конце на фигуру медведя нужно будет нанести средство, которое защитит ее от негативных внешних воздействий. Подробнее о таких составах вы узнаете далее.

Многие мастера соглашаются с тем, что сложнее всего создавать медвежьи лапы и голову. Особенно трудно делать голову. Сначала рекомендуется сделать трафарет для разных проекций: в профиль, спереди и сзади. Затем нужно будет выбрать брусок, который подойдет для головы лучше всего, а на него перенести без детализации контуры детали.

Обрубите лишние куски дерева, но оставьте в покое низ. Основание внизу обрубать не стоит потому, что резчику должно быть удобно держать заготовку. Работать с низом нужно будет в последнюю очередь.

Нанесите на угловатую голову медведя брови, лоб, нос и уши. Затем обточите ее с помощью косяков, полукруглых стамесок. В конце проработайте мелкие детали и сделайте голову более округлой, используя богородский нож.

Как вырезать медведя из дерева?

Создавать объемные деревянные скульптуры весьма непросто. Перед такой работой нужно изучить различные приемы резьбы по дереву. Особенно большой популярностью пользуются фигуры, изображающие медведя. Рассмотрим, как правильно вырезать медведя или медвежонка из дерева, какие инструменты для этого необходимы, в каком порядке необходимо действовать.

Обработка фигуры

Обрабатывать деревянного медведя средствами нужно будет в том случае, если вы собираетесь ставить его в агрессивной среде (например, в саду). Обрабатывают фигуру обычно несколькими составами.

  • Чтобы защитить дерево от грибка и древесных паразитов, применяется раствор поваренной соли.
  • Для тонирования следует использовать чайные и табачные настои.
  • Финишную отделку выполняют так: берут шерстяную тряпку и с ее помощью втирают в поверхность фигуры растворенный в льняном масле восковой состав.

Некоторые мастера смешивают льняную олифу с пчелиным воском. Такое средство делает деревянную поверхность более устойчивой к различным атмосферным воздействиям. Сделать дерево более атмосферостойким можно будет и с помощью синтетических средств.

В представленном видео рассказывается, как сделать из дерева скульптуру маленького медвежонка.

Подготовительный этап

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, следует определиться с ее внешним видом. Идеи могут быть разными. Порой образ возникает после прочтения интересной книги, похода на фильм или выставку, а большое количество информации может привести к созданию собственной оригинальной идеи. Учитывается и вариант полного копирования уже созданных мастерами работ.

Идея требует создания эскиза. Его можно воплотить на бумаге в виде незамысловатых набросков. Рекомендуется учитывать размеры и четко намечать детали. Это значительно упростит процесс и позволит сделать его поэтапным. Уже опытные мастера начинают работу с непосредственной обработки дерева, изделие с простыми формами требует минимальной детализации и выполняется гораздо проще.

Подбор материала

В соответствии с замыслом следует подбирать и дерево для работы. От его качества полностью зависит конечный результат, поэтому сразу исключите материалы с рыхлыми структурами и отдавайте предпочтение следующим вариантам:

  • липа – один из лучших вариантов для начинающих мастеров, фигурки из дерева данной породы выполнить легче, благодаря мягкой структуре материала, отлично поддается обработке, часто используется для небольшой пластики и орнаментов;
  • осина – схожа по основным характеристикам с липой, еще один хороший вариант для изготовления небольших фигурок;
  • сосна – может слоиться, но, если расположить ее годичные кольца правильно, изделие будет выглядеть особенно эффектно;
  • клен – отличается хорошей плотностью, обработать такую древесину немного сложнее, но из нее особо хорошо получаются миниатюрные фигурки животных, из дерева данной породы часто изготавливают шахматы;
  • дуб – особенно хорош, плотная древесина плохо поддается обработке, но качественно отполированная и покрытая лаком смотрится привлекательно, изделия из данного материала отличаются высокой стоимостью.

Все эти породы дерева мягки в обработке, они не затупят инструмент и позволят изготовить изделие любой формы. Главное, что следует учитывать при выборе материала, – это его качество, он должен быть целым, сухим, не поврежденным гнилью и жуками.

Популярные животные и птицы у резчиков по дереву

Объемная скульптурная резьба – один из самых сложных (если не самый сложный) видов резного творчества. Декоративная анималистика развивается уже очень давно, а сегодня она переживает даже некоторое возрождение. Если вы хотите научиться вырезать внимательных сов и неповоротливых мишек, умиротворенных уточек и пронырливых лисиц, обязательно понаблюдайте за естественным поведением животных в природе. Для этого можно просто смотреть передачи на каналах о животных. Так вы познакомитесь с пластикой зверей, их особенностями, и эти наблюдения помогут в творчестве.

READ  Мини ленточная пила по дереву своими руками

Каждый автор наделяет медведя уникальным характером

Наверное, самой популярной фигурой мира животных у резчиков считается медведь. Герой русских сказок, могучий владыка леса будет украшением дачи, загородного дома, стен придорожного кафе. Из птиц резчиков более всего вдохновляет сова. Для загородного дома, для комнаты охотника такой вариант ожидаем, но все еще интересен.

Огромные орлы с внушительным размахом крыла, спокойные уточки, трудолюбивые бобры и любопытные барсуки – все эти герои могут украшать жилища и помещения, которые неразрывно связано с самим духом природы и леса. Резные совы могут украшать кресла и массивные стулья, фигура животного может стать частью мебели (как голова медведя, например, может венчать трон).

Объемные животные и птицы

Вырезанным из дерева животным нужно учиться у мастеров, которые в буквальном смысле отточили свое искусство. Взять, к примеру, японского резчика Мори Коно. Сила мастерства этого специалиста в удивительной детализации фигур, скульптуры резных животных кажутся застывшим мгновением лесной жизни. Мастер представляет серию скульптур барсуков, енотов, медведей, сов, кроликов. Мори старается всегда изображать зверей в действии, и этим работа профи будет отличаться от трудов новичка.

Мори Коно. Еноты.

Тем отличается подход мастера к резьбе объемных фигур, что ему приходится буквально вникать в анатомию животного, изучать его повадки, присматриваться к мельчайшим деталям. Новички начинают со статичных фигур, профи же специализируются на динамичных скульптурах. Немаловажна и цель работы мастеров: их задача, помимо прочего, привлечь внимание к хрупким и уязвимым жителям леса, которые часто страдают от действий человека. Уникальные по своей точности резные скульптуры – это своеобразный призыв человека к экологической грамотности, философии разумного потребления и бережного отношения ко всему живому.

Мастер-класс по вырезанию из дерева совы

Творчество начинается с подготовительного этапа. Первое, что нужно сделать, эскиз (картинку). Рисунок можно найти в интернете, в журналах, адаптировать с фотографии или просто придумать самому.

Далее вы подбираете основу, материал, из которого будет изготовлена совушка. Интересные работы можно получить из пня. Если вы решили поступить именно так, подготовьте рабочее место. Защитите газон и растущие рядом деревья на участке (если таковые есть).

  • Ошкурьте ствол, снимите кору и оцените качество дерева. В готовой скульптуре должно остаться только живое дерево, без подгнивших участков.
  • Настало время грубой обработки. На данном этапе мастер берет бензопилу и отваливает большие куски дерева.
  • Далее специалист начинает «прорисовывать» фигурку. Каждый мастер имеет свои секреты резьбы, например, некоторые умельцы обходятся практически только острой стамеской и ножом. Резьба древесины осуществляется по волокнам (на фасках). Это значит, что последующей обработки абразивными материалами не будет. Такой подход делает фигурки птиц и зверей в резьбе по дереву более реалистичными.
  • Если эскиз составлен вами в разных ракурсах и проекциях, работать будет легче. После того, как сова завершена, мельчайшие детали не оставлены без внимания, фигурку следует покрыть специальной лакокрасочной смесью. Птицу можно расписать красками (краскопультом или вручную).

Почему именно сидящая на пне сова? Потому что это законченная, лаконичная скульптура, которая не выглядит искусственной и приукрашенной. Возникает ощущение, будто птаха только присела отдохнуть и вот-вот взлетит на свою ночную охоту.

Мастер-класс создания статуэтки кошки

Если вы только пробуете себя в резьбе и не готовы замахнуться на сложную фигуру, начните с изготовления деревянной статуэтки кошки. Даже первый опыт в резьбе будет удачным.

  • Нарисуйте эскиз – простое изображение кошки с выгнутой спинкой. Вырежьте рисунок по контуру (удобнее делать эскиз на картоне).
  • Эскиз нужно перенести на дерево, просто обводя кошку по контуру. Затем нужно выпилить животное по этому контуру ножовкой.
  • Стамеска и киянка помогут обрубить форму. Грубая обработка завершена!
  • Возьмите ножи и резаки – теперь только от ваших начальных умений и стараний зависит, насколько совершенной получится кошечка. В этом деле лучшим советчиком будет опыт, руки должны приобрести «тактильный профессионализм».
  • Наступает черед шлифовки. Зашлифованную фигуру нужно покрыть морилкой, цвет которой выбираете сами. После морилки фигурку нужно снова отшлифовать.
  • Наконец, кошечку можно покрыть несколькими слоями лака. Отдельно можно вырезать подставку для кошки, которая обрабатывается точно так же, как и сама объемная фигура. Соединить кошку с подставку можно с помощью клея Титан.

В данном случае фигурка простая, не требует дополнительного декора. Но ведь деревянную скульптуру можно расписать акрилом, украсить стразами и т.д.

Как вырезать фигурки из дерева ножом

Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую леску, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей. Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную леску.

Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности. Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие косильной лески, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую леску, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем.

Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ.

Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными.

Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки.

Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы.

Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева.

Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким.

Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески. Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож. Завершите формирование очертаний хвоста.

Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко. По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта.

Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти.

Нож для резьбы из кухонника

Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги.

Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

READ  Как вырезать отверстие в гипсокартоне под розетку

Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая. Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей.

Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень. Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного. Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

В резьбе по дереву есть элемент чуда: превращение немого материала в нечто живое, осязаемое, узнаваемое. Резьба по дереву, животные и птицы в которой появляются часто, может стать тем ремеслом, которое гармонично сочетает технику и художественное начало, «интеллект рук» и эмоциональный посыл. О том, как делать объемных животных и птиц из дерева, о необходимых инструментах и материалах вы узнаете из нашей статьи.

Необходимый инструмент

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, необходимо подобрать качественный инструмент. Данный материал при желании можно обработать и при помощи обычного перочинного ножа. Но гораздо проще и приятней работать рядом специализированных приспособлений.

  • Резак – это основной инструмент для всех работ, отличается скошенным коротким лезвием (36 градусов) и применяется для первоначальной грубой обработки.
  • Косяк помогает сформировать нужного вида орнамент, подходит для работ на плоскостях, лезвие обычно скошено на 60 градусов.
  • Стамески – здесь вариантов несколько, они могут быть угловыми, полукруглыми и плоскими, позволяют качественно обработать фигурки из дерева, создавая на них углубленный рельеф.
  • Клепики – важный инструмент для труднодоступных мест, отличается острым окончанием, позволяющим проработать даже самые мелкие детали.

Помимо основного набора, стоит запастись шлифовальной машинкой, рашпилями, буравчиками, дрелью с рядом насадок и пилой. Все эти инструменты значительно облегчат работу и позволят воплотить в жизнь даже самую замысловатую идею.

Как сделать что-то самому, своими руками. сайт домашнего мастера

Заточка инструмента для работ по дереву – как правильно?

Затупившиеся резцы могут сделать всю работу по дереву опасной и неэффективной. Ведь истинная радость от неё бывает только тогда, когда инструменты в порядке. Поэтому их необходимо регулярно затачивать. В идеале у каждого мастера должна быть собственный точильный станок, причём желательно с функцией охлаждения. Также не лишней будет и самодельна бормашина, которой можно не только заточить инструмент но подтачивать дерево. придавая деталям большую точность (как ее сделать читайте здесь). Это позволяет избежать перегрева металла, в результате которого происходит потеря прочности и твёрдости металла.

Для заточки округлых и желобчатых резцов предусмотрены специальные приспособления. Резцы при заточке нужно поворачивать по отношению к точильному камню, обеспечивая равномерное прижатие инструмента. Выпуклые и вогнутые точильные камни предлагаются различной зернистости. Порой для поддержания работоспособности инструмента бывает достаточно и доводки на кожаном диске.

Освоив несложные элементы резьбы по дереву, можно смастерить и украсить ими необычный светильник для гаража, террасы или бани. А об изготовлении инструментов для такой работы расскажет наш постоянный автор Елена Балявина из г. Юрюзань.

Резьба по дереву своими руками – ход работы

Обрабатываемую фигуру необходимо закрепить на нужной высоте. Кроме того, должно быть правильно организовано освещение.

С помощью небольшого прямого резца формируют округлый плечевой пояс. При этом левой рукой направляют движение.

Прямой плоский резец проникает в углубление между рукавом и плечом и аккуратно отделяет стружку.

Драпировка на спине: левым указательным пальцем ограничивают движение, чтобы предотвратить соскальзывание резца.

Прямым резцом обрабатывают накидку на спине.

При снятии длинной стружки нужно учитывать направление волокон древесины. Если работать инструментом против направления волокон, он будет быстро врезаться на слишком большую глубину.

Миниатюрные резцы удобны для работы резчиков-любителей, которые изготавливают в основном маленькие фигурки.

Маленьким плоским резцом вчерне удаляют излишек материала…

…затем маленьким полукруглым резцом вырезают каждый палец.

Руки формируют по тому же принципу. Следует избегать слишком сильного давления на выступающие части…

11при их вырезании. В некоторых случаях конечности фигурок даже лучше придерживать пальцами.

На голове каждый рез должен быть правильно сделан. Лучше начинать с волос, это позволит определить остальные пропорции.

Область лба обрабатывают маленьким резцом со слегка изогнутым лезвием.

Тем же резцом вырезают глазные впадины, брови и остальные детали лица.

Обеспечить более точное вырезание можно, придерживая голову одним или двумя пальцами: тогда руки работают уверенее.

С помощью маленького полукруглого или V-образного резца формируют пряди в волосах на голове и в бороде.

Используют тот же инструмент, работая над светильником: крестовину прорезают V-образным резцом, а полукруглым — зачищают.

Столярный клей на протяжении столетий используется для грунтования деревянных поверхностей.

Чайную ложку гранул клея разводят в 1/8 л воды. Этого количества материала достаточно, чтобы загрунтовать три фигурки.

На влагостойкой рабочей поверхности подбирают цветовой тон, смешивая водорастворимую краску (например, акварель) и морилку.

Ярко-красный и орехово-коричневый тона акварели смешивают, добавляют морилку – краска для лица готова.

Интересные оттенки возникают, если слегка протирать ещё влажные от краски поверхности.

С помощью жёсткой и тонкой кисточки рисуют радужную оболочку глаза – это коричневое кольцо на белом фоне.

Начинать окрашивание нужно со светлых тонов. Только белила потом можно использовать для контраста на тёмном фоне.

Фигурку обрабатывают морилкой орехового тона. Цветовые нюансы достигаются за счёт добавления воды.

Затем мягкой тканью морилку удаляют с поверхности так, чтобы она осталась лишь в углублениях.

27-28. Воск защищает дерево от воздействия влаги. Блеск обеспечивает полировка стальной путанкой. Ёмкость с водой шлифовального станка для работы с охлаждением предотвращает перегрев инструмента.

Кожаный диск для доводки при правке устраняет заусенцы и полирует острые как бритва резцы. Зачастую бывает достаточно такой полировки, и можно даже отказаться от заточки.

Полукруглый резец закрепляют в державке и, поворачивая в ней, равномерно прижимают к камню.

Пример вырезания фигурки из дерева для новичков и ее отделка 3мя разными способами

Резьба по дереву — одно из древнейших ремёсел человечества, имеющее многовековую историю. И сегодня это искусство не теряет своей притягательности. Оно пробуждает фантазию, позволяет реализовать творческий потенциал, умиротворяет душу.

К тому же эта деятельность доступна каждому, кто овладеет основными навыками и захочет этому научиться. Но для такой работы одного интереса недостаточно — важно использовать хороший инструмент. Резцы и стамески должны быть из хорошей стали, правильно и остро заточенными.

С чего начать резьбу по дереву

В данной статье показано, как с помощью резьбы и окрашивания заготовку из древесины липы можно превратить в очаровательную фигурку. приведены основные моменты, касающиеся заточки инструмента.

Объёмная скульптурная резьба – один из сложных видов резьбы по дереву ,которая пожалуй даже сложнее чем самостоятельное плетение самодельных корзин. Раньше, в древности, приступая к резьбе по дереву, начинающий мастер, ученик-новичок, проходил обучение на картошке, вырезая из нее будущую фигурку или какой-либо узор, и лишь потом переходил к дереву.

В небольшой статье трудно передать все секреты мастерства резчика. Но основные моменты техники резьбы по дереву остаются неизменными.

В данном случае задача несложная даже начинающих — изготовление фигурки высотой около 15 см. Для работы потребуются прямые и желобчатые, а также У-образные резцы. Для выполнения черт лица и конечностей предлагается специальный маленький резец. Следует иметь в виду, что при изготовлении небольших фигурок часто приходится резать поперёк направления волокон древесины. Для этого просто необходимы осторожность и предусмотрительность при использовании инструмента и острые заточенные резцы.

В статье представлены три варианта отделки фигурки. Если вы хотите окрасить изделие или обработать морилкой, его сначала необходимо загрунтовать. Если предусматривается обработка воском, то грунтовка не требуется. Воск при этом рекомендуется накосить несколькими слоями. Грунтовка же с использованием столярного клея позволяет создавать особенно интересные цветовые нюансы и даже покрывать изделие позолотой. Обладающий высокой эластичностью клей предлагается и в гранулированном виде. Подготовить его к использованию нужно, замочив на сутки в воде и затем подвергнув нагреванию на водяной бане при температуре 60°С. Готовый состав наносят толстой кистью и оставляют на ночь для просушки.

READ  Пилы ленточные по дереву для столярных работ

Для окрашивания фигурок используют водорастворимые краски, которые смешивают с небольшим количеством коричневатой морилки, вследствие чего повышается яркость оттенков.

Правила работы таковы: сначала наносят светлые тона. Использование морилки также позволяет достичь хороших результатов. К тому же эта техника даёт возможность оставить видимой природную текстуру древесины.

Морилка продаётся в виде готового раствора или в порошке. Различных цветовых нюансов можно добиться путём добавления воды или морилки других оттенков. Работу также начинают с нанесения составов наиболее светлых тонов. Их, ещё во влажном состоянии, промокают тканью, что позволяет подчеркнуть игру теней. Окрашенные или обработанные морилкой изделия нужно затем покрыть воском, что надёжно защитит древесину от загрязнений и воздействия влаги.

ВЕРСТАЧНЫЕ ТИСКИ

Если вы планируете заняться рельефной резьбой, советую вам также изготовить простые верстач­ные тиски. Одна клемма удержи­вает тиски снизу в неподвижном положении, тогда как угол, образованный двумя другими сверху, не позволяет вашему изделию или заготовке вы­скользнуть из рук во время работы. Укрепите верстачные тиски на рабочей поверхности.

ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ

Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанав­ливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему прав­ки; каждый нашел свою процедуру, удобную лич­но для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи — электрические приспо­собления.

Первым делом следует заточить лезвие при по­мощи мелкозернистого абразива, например ал­мазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая. На следующем этапе правки устраняются неровности поверхно­сти, возникшие вначале. следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лез­вием и деревом.

Как определить, является ли лезвие достаточно острым? Возьмите кусок ненужного дерева и проведите ножом поперек волокон. Если оста­нется ровный след, то лезвие острое. Если во­локна торчат в разные стороны и след грубый, то нужно поточить лезвие еще.

Рисунки для резьбы по дереву

Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.

Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.

Мы предлагаем вам архив из 80 рисунков для резьбы по дереву. Выбирайте, распечатывайте, творите.

Что можно самому вырезать издерева?

Вырезание издерева— крайне увлекательное занятие. Данное декоративно-прикладное искусство имеет богатую историю, иего корни уходят вглубокую древность. Для начинающих поначалу будет сложно постигатьто, как правильно делать красивые фигурки, однако снебольшой толикой упорства исосредоточенности научиться всем премудростям представляется возможным. Поэтому если вырешили своими руками размечать рисунок и создавать поделки издерева, тоэта статья точно поможет вам понять, что такое превращение кусков дерева внастоящие шедевры изобразительного искусства.

Прежде всего, приняв решение заняться резьбой подереву, нужно узнать, какой именно вид резьбы будет вам интересен. Авиды есть следующие:

  • скульптурная;
  • домовая;
  • сквозная;
  • глухая;
  • резьба бензопилой.

Основные отличия между ними состоят встепени обработки дерева имасштабе работы. Кроме того, резьба подереву бензопилой требует хорошей физической формы. Однако напервых порах обучения достаточно будет для резьбы использовать нож-косяк сзагнутым лезвием илиже обычный перочинный нож. При работе сдеревом важно, чтобы нож был все время заточен хорошо и резал дерево, незастревая внем.

Скульптурная резьба подереву даст возможность создать буквально целый зоопарк изживотных всех мастей ивидов. Самая сложная часть при скульптурном вырезании— отобрать хороший икрепкий пиломатериал ипридать ему нужную вам форму.

Вот каких животных можно вырезать:

Фигурки из дерева. Вырезаю фигурку старца. Процесс по шагам. (12 минут)

Оленя. Это прекрасное дизайнерское решение для загородного дома. Взависимости отразмера, который выдля себя наметили, важно обдумать, вырезать его изцельного бревна или комбинировать изнескольких элементов.

Черепаху. Можно попробовать даже сделать шкатулку соткрывающимся панцирем. Кроме того, панцирь всилу своей плоскости— это идеальный простор для творческой фантазии, ведь нанем можно дополнительно изобразить все что угодно.

Белку. Такая работа скорее всего будет иметь множество дополнительных деталей, при работе скоторыми потребуется скрупулезность, однако результат определенно будет того стоить. Кроме того, проработка мелких деталей дает возможность сделать скульптуру менее грубой висполнении иболее реалистичной.

Лошадь. В силу анатомии лошади вырезать еебудет довольно несложно. Особое внимание нужно уделить лошадиной морде, атакже гриве, которую нужно вырезать снеобычайной точностью, чтобы скульптура получилась красивой иэстетически привлекательной.

Собаку. Собаки, как надежные спутники человека, также заслуживают того, чтобы быть увековеченными вдревесине. Кроме того, собаки достаточно экспрессивно выражают свои эмоции, иэто также можно передать всвоей поделке. Можно выжечь пару пятнышек, чтобы придать собаке уникальный окрас, аесли увлечься исделать таких пятен несколько десятков хаотично, товыполучите далматинца.

Медведя. Чудесная идея— вырезать фигурку такого животного как медведь, однако вданном случае следует уделить внимание грубым чертам иформе, поэтому идеальным решением будет поэтапно работать бензопилой. Грубой формой вылишь придадите величественность своей скульптуре, которая так присуща этим представителям лесной фауны.

Вырезать можно любое животное, все зависит лишь отвашего мастерства ифантазии. Вырезая глаз льва, нужно придать такой детали большое значение, как ивырезая всю остальную голову этого гордого обитателя саванн.

Даиболее того, только животными ограничиваться нестоит. Следует обратить внимание также навырезание скульптур птиц. Однако детализация все также решает все, поэтому вырезая сову поэтапно, следует особенно сосредоточиться наперышках иглазах. Можно сделать уточку. Нестоит ограничиваться простым вырезанием, можно принять различные дизайнерские решения вплане окраса, итогда утку можно будет использовать, как скульптуру водворе. Делая скульптуры журавлей, работа становится особенно тонкой, ведь как иначе передать изящный стан этих замечательных птиц?

Стамески

Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кри­визна, тем цифра больше. Так, стамеска с номе­ром 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древеси­ны, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, харак­теризуется широким диапазоном — от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стаме­ски с углом от 60 до 70 градусов.

При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе вам посто­янно придётся чинить лезвие.

Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески разме­ром с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.

Резчики используют пилы самого разного типа в зависимости от задачи, но чаще всего применя­ется лучковая пила («змейка»).

Она включает в себя сменное лезвие из высокоуглеродистой стали, закрепленное на стальной раме с ручкой. Лучковая пила может быть использована для изображения узких изогнутых линий, хотя требуется изрядное терпение, чтобы предотвратить лезвие от поломки или деформации. Пила также применяется для удаления лишней древесины.

Уход за инструментами

Следует периодически осматривать ваши инст­рументы, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, по­траченное на заточку.

Что вырезать из дерева новичку

Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.

Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.

Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.

Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.

А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:

Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!