Как вырезать икону из дерева

В Твери открывается выставка икон, выполненных из дерева

31 июля в 16.00 в лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра открывается выставка Константина Карпинского, представляющая уникальные произведения – иконы, киоты, складни, иконостасы, выполненные из дерева.

Традиция резьбы по дереву уходит своими корнями в древнюю Русь. Русские мастера искусно вырезали из дерева и украшали декоративной резьбой все, что было необходимо для жизни: от детских игрушек и посуды до кораблей и домов. И, конечно же, это ремесло не могло не коснуться и икон, которые всегда были неотъемлемой частью жизни русских людей. Резные иконы из дерева в свое время были высоко почитаемы и устанавливались в храмах и домах наравне с писаными образами. Создавая их, древние мастера применяли сочетания различных видов резьбы. Материалом для изготовления резных икон были сосна, ольха, береза, дуб, осина. Однако наибольшее предпочтение мастера отдавали липе, обладающей мягкой и пластичной древесиной. Также резчики очень часто использовали в работе различные художественные приемы: тонирование и вощение дерева, окрашивание, покрытие его лаками и позолотой, роспись, обжиг. Более сдержанные произведения лишь подчеркивали особую одухотворенность и возвышенность, характерную для подобных произведений.

С другой стороны, некоторые резные иконы могли содержать инкрустации и изысканную позолоту, благодаря которым икона смотрелась более празднично и торжественно. И это большое счастье и радость, что рядом с нами живут люди, продолжающие поддерживать и развивать лучшие традиции русской резьбы по дереву. Один из них – Константин Карпинский, наш земляк, профессиональный художник по рекламе и дизайнер.

Выставка, проходящая в стенах ТГМВЦ, в определенном смысле юбилейная – ровно 20 лет назад в 1993 году Константин Карпинский начал освоение техники резьбы по дереву. За этот период он прошел непростой путь от резчика бытовых изделий до создателя высоко духовных произведений религиозно-культового назначения.

Выставка – своеобразный промежуточный итог творческой деятельности этого художника. В настоящее время мастером выполнено более 200 произведений из дерева, имеющих православную направленность. Наиболее знаковым и значимым для автора является резной сборный иконостас, изготовленный по просьбе Свято-Данилова монастыря и установленный в одной из часовен Завидовского заповедника.

Работы Константина Карпинского неоднократно отмечались дипломами как в России, так и за рубежом, и получили высокую оценку со стороны священнослужителей Русской Православной церкви за высокий художественный уровень мастерства и сохранение канонических особенностей в изображении библейских сюжетов и святых. Умением соблюсти необходимые каноны при сохранении художественных достоинств своих произведений Константин Карпинский обязан своему наставнику иконописцу Ярославской иконописной мастерской Николаю Сорокину. В то же время в его работах, сочетающих в себе красоту изящной резьбы по дереву и возвышенность святых образов, есть много авторского, личного отношения к Богу, людям и жизни в целом. Выставка Константина Карпинского дарит всем посетителям уникальную возможность приобщиться к удивительному искусству резьбы по дереву и почувствовать ту особую духовность, которая наполняет все произведения этого замечательного мастера.

Сообщает Лекционно- выставочный зал Тверского городского музейно-выставочного центра

Как сделать надпись из дерева своими руками

В последнее время на мероприятиях разного рода можно заметить надписи из дерева, например, топперы. На свадьбе в качестве надписи выступают имена молодожёнов; если мероприятие предсвадебное, то есть девичник, то в этом случае, используется девичья и будущая фамилии невесты. Примером таких мероприятий, на которых могут быть использованы деревянные надписи много, но мало кто знает, как их сделать своими руками. Как раз это мы и хотим исправить. Итак, поехали!

READ  Ножовкой по металлу пилить дерево

Процесс вырезания

С помощью копировальной бумаги можно быстро и просто сделать шаблон на доске — перенести слова на фанеру. Этот способ очень прост в применении и не требует особых усилий, поскольку в интернете есть множество других вариантов, как перенести надпись на дерево, и большая их часть редко получается у новичков. Итак, после того, как вы перевели надпись, необходимо просверлить несколько дыр в буквах, имеющих внутреннюю полость. Они понадобятся для того, чтобы лобзиком (или выбранным вами инструментом) можно было без затруднений вырезать внутреннюю часть букв. Вырезка должна производиться очень осторожно — при выполнении этого этапа не следует сильно нажимать на материал, поскольку инструмент может соскочить или фанера треснет. В таком случае весь труд будет насмарку, изготовление придется начинать заново.

Икона Богородица. Резьба по дереву. The Icon Of The Mother Of God. Carving

Лучше всего вырезать слова с помощью ручного лобзика, потому как он удобен в работе и особых усилий и навыков совершенно не требует. А также с его помощью можно сделать несколько дополнительных нижних и верхних распилов. Если надпись будет не такой большой, как обычно, то рекомендуется выполнять работу на лобзиковом станке. Но в отличие от больших букв, для маленьких все же потребуется опыт, поскольку работа с миниатюрными надписями из дерева включает в себя кропотливость, терпение и умение, чего зачастую не хватает у новичков.

Следующий этап включает в себя обработку слов из дерева. Для этого вначале буквы зашкуривают, а после покрывают прозрачным защищающим лаком, после чего декорируют разными способами. Самые популярные из них это:

Резьба по дереву. Резная икона Богородицы Умиление. Весь процесс резьбы

  • окрашивание влагоустойчивыми красками;
  • эффект искусственного старения (часто применяется на таких мероприятиях, как день рождения или корпоративы );
  • способ декупажа;
  • покрытие необходимых специальных масел.

После того как внешняя обработка надписи из дерева закончена, необходимо ещё раз нанести прозрачный лак.

Какие понадобятся материалы

Для создания надписи из дерева понадобятся следующие материалы:

  • Трафарет, по которому будет вырезаться надпись или отдельные буквы.
  • Фанера — лучший вариант в качестве материала для маленьких надписей (толщиной 6–10 мм)
  • Инструмент, который используется для выпиливания надписей и букв в целом. В основном мастера используют для этого лобзики, но есть и те, кто применяет на деле электроинструмент.
  • В случае если вы захотите красиво обделать надпись или буквы, после вырезания вам понадобятся несколько стамесок, а также набор ножей.

Где можно применить надпись из дерева

Кроме того, что буквы из фанеры используются на мероприятиях разного рода, их можно использовать также в качестве дополнительной нотки в интерьере, например, сделать панно на стену. Но в этом случае нужно учитывать помещение, в котором будет находиться надпись. Например, для молодой пары лучше всего подойдёт какая-нибудь фраза со смыслом или слово «любовь». Такой Accent подчеркнёт чувства друг к другу и всегда будет напоминать о чем-то важном. Для более зрелой семьи можно выбрать слово «семья», чтобы каждый помнил о ценностях в доме.

Большие, объёмные и маленькие слова из фанеры используют в качестве дополнительного фона на фотосессиях. Чаще всего их применяют на съёмках Love story или детских прогулочных фотосессиях. Но зачастую на детских съёмках используются красивые объёмные буквы из дерева, которые хорошо обрабатываются мягкими материалами для того, чтобы ребёнок не смог как-либо повредиться острыми углами. И также для детских фотосессий применяют имена из фанеры, это уместно и для девочки и для мальчика.

А также можно сделать своими руками метрику из фанеры в виде имени новорождённого малыша. А что значит метрика? Это так называется небольшая информация о ребёнке в виде сувенира зачастую который делается на память в качестве подарка после рождения малыша.

Чаще всего любящие родители используют деревянную рамку, в которой изложена вся информация о ребёнке. Но чтобы подойти к этому вопросу более оригинально, можно сделать деревянной не только рамку, но и имя младенца. К имени из фанеры можно подвесить более точную о нём информацию. Например, рост, вес, время и дата рождения. Для полного завершения можно поместить в рамку фотографию своего чада. Такая метрика будет более интересной и привлечёт внимание не только радостных взрослых, но и ребёнка. К тому же метрика из дерева будет намного долговечнее других вариантов.

READ  Как сделать шуруповерт напрямую от зарядного устройства

Резные буквы можно делать с помощью разных шрифтов. В основном каждый мастер использует обычные прописные буквы, но есть и кроме этого несколько интересных вариантов. Например, имя из дерева чаще всего делают шрифтами Mon Amur, Arctika Script или Teddy bear. Каждый выбирает по своему вкусу, используя объёмные или обычные буквы.

Работая с лобзиком и другими электроинструментами, с помощью которых можно сделать слова из дерева своими руками, будьте предельно осторожны. Всегда в арсенале должны быть перчатки и защитные очки.

Тонировка

Учитывая то, что липа, которую мы использовали в работе, имеет светлый цвет, в традициях культовой резьбы ее нужно еще и тонировать. Нанесение тона зависит от замысла. Можно слегка прорисовать контуры складок одежды, а можно нанести яркие, насыщенные цвета в несколько слоев, проработав ими разные детали. Однако сегодня крайне редко применяется тотальная окраска.

Я же использую морилки на водной основе. Наношу их поэтапно несколько раз.

Шлифовка

Ее можно проводить как вручную, так и механически. Главное — удалить все недочеты и огрехи в резьбе. Конкретно в данном случае мне понадобилась лишь наждачная бумага, чтобы смягчить закругленные края обрамления и выровнять обратную сторону образка.

Как рождается идея

Прежде чем сделать эскиз, а без него не обойтись, не лишним будет заняться изучением материалов по интересующей нас теме. Желательно полистать соответствующую литературу.

Не стоит, кстати, зацикливать поиски только на интернет-ресурсах. Можно и даже нужно заглянуть в библиотеку или музей. Там помогут найти библейские сюжеты, жития святых, а также репродукции древнего и современного искусства иконописи.

Основательно подкрепившись знаниями, притупаем к разработке эскиза. Здесь все зависит от предпочтений мастера. Можно сделать копию какого-то известного сюжета. При этом следовать четко оригиналу не обязательно. Авторские отступления вполне допустимы. А можно создать компиляцию из имеющихся образцов или вовсе сработать новый образ — таким, как видит его мастер.

Выбираем материал

Это следующий момент, к которому нельзя отноиться абы как. Для работы нужно выбирать хорошо просушенную древесину, но ни в коем случае не пересушенную! На ней также не должно быть никаких следов небрежного хранения и обработки.

Запомните: лучше всего для заготовки использовать участки дерева, близкие к центру ствола, но не захватывающие ядро. Здесь располагаются самые широкие места с параллельно идущими волокнами. А это делает резьбу менее трудоемкой, а главное — придает изделию более благородный вид.

Обязательно и с большим пристрастием следует изучить поверхность доски на наличие на ней дефектов. Все трещины и сучки нужно убрать или подумать, как они могут быть использованы в общей композиции.

Еще одна важная часть подготовки дерева — обработка лицевой и оборотной стороны будущего полотна для резьбы.

Разметка

С учетом особенностей выбранного материала обозначаем контуры основных элементов картины. Использовать при этом можно как обычные чертежные инструменты и копирки, так и работать карандашом, как говорится, «на глаз».

Уже на этом этапе важно продумать и декоративную отделку изделия, позаботиться об обрамлении, сделав запас под багет.

Мастер-класс «Как вырезать икону на дереве»

О технологии создания резной иконы

Первые лики святых на Руси стали вырезать в дереве с приходом православия в XI веке. Тогда же начали формироваться и традиции нового направления художественного искусства, которое за тысячелетие своего существования пережило и добрые, и трагические времена, когда резная икона была на пике популярности и когда ее беспощадно уничтожали. До наших дней древняя техника хоть и сохранилась, но работают в ней очень редкие мастера.

Сегодня мы попытаемся освоить не слишком сложные приемы объемной резьбы, вырезав маленький, карманный или дорожный, образок с изображением Ангела-Хранителя. При этом все духовные аспекты, связанные с работой, оставим в стороне и акцентируем все наше внимание на технических нюансах создания резной иконы.

READ  Какие фрезы по дереву для чего нужны

Приступаем к резьбе

Резцами выбираем необходимую глубину под фон. Кстати, делать это можно и фрезами, но лично я предпочитаю работать вручную.

Затем прорабатываем отдельные элементы. Заглубляем нимб, фигуру, складки одежды.

Когда с этим покончено, можно приступать к созданию ликов. Стараемся делать их более выразительными, не отступая от принятых канонов.

В самый последний момент наносим орнаменты, декоративные элементы, надписи, украшаются обрамление и фон.

Материалы и инструменты:

  • доска из липы
  • стамески
  • наждачная бумага
  • простой карандаш, циркуль и линейка
  • бумага и калька
  • морилка на водной основе
  • льняное масло, можно использовать другие пропитки (лак, мастика, воск)
  • кисточки из белки или колонка
  • ветошь для полировки

Рельефная икона: канон и техника, святыня и искусство

Список «Влахернской» иконы Божией Матери, созданной в XVIII в., выполнен И.И. и Р.А. Азбухановыми для Спасо- Влахернского женского монастыря

Иконный образ может быть не только писаным на плоской доске. Причем нельзя сказать, какая икона более традиционна и канонична: писаная или, например, резная. На Руси был период, когда резные образа находились под запретом – но для Византии рельефная икона характерна наряду с иконописью, фреской и мозаикой. Одним из таких образов была Влахернская икона Божией Матери, получившая свое имя благодаря одному из самых известных и значимых в истории Православия храмов Империи ромеев.

В России находится несколько почитаемых образов Влахернской Богоматери. О них, а также об особенностях их иконографии и техники создания, нам рассказали мастера, возродившие в наше время искусство византийского иконного рельефа – Рашид и Инесса Азбухановы. С иконой Божией Матери «Влахернской» художникам довелось поработать: в разные годы они создали копии двух ее списков разных столетий.

Рашид и Инесса Азбухановы более двадцати лет работают над возрождением искусства резной иконы. Лауреаты премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2013 г. Заслуженные художники России. Почетные члены Российской Академии Художеств. Супруги являются авторами более ста произведений, которые находятся в храмах, музеях, частных коллекциях.

Мученик Трифон. Икона работы И.И. и Р.А. Азбухановых

  • Влахернская икона Божией Матери получила свое именование по храму в местечке Влахерны под Константинополем, где она хранилась с V столетия до самого падения Византийской империи. Этот образ был воинским: императоры брали его с собой в походы на врагов.

Затем древняя Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1653 году с Афона – на Русь, в дар царю Алексею Михайловичу Тишайшему. Образ хранился в Успенском соборе Московского Кремля. В тридцатые годы ХХ столетия он вошел в собрание Музеев Московского Кремля, где и пребывает по сей день.

  • Одновременно с этой иконой был принесен ее списокVII(илиIX) века, который затем, на протяжении столетий, пребывал в созданном в Honor него храме в селе Кузьминки. Село это сначала было имением Строгановых, затем – Голицыных. После революции данный образ попал в Третьяковскую галерею. В 2016 году с него сделали копию художники Азбухановы.
  • При Петре I, в конце XVII века, с древнейшей иконы Влахернской Божией Матери русскими мастерами был создан список, обретший свое место в Высоко-Петровском монастыре.
  • В 1705 году, так же в России, с Влахернской иконы сделали еще один список. Долгое время он был фамильной святыней дворянского рода Головиных, а в середине XIX века Анна Головина передала образ в созданный ею Спасо-Влахернский женский монастырь. В ХХ веке он оказался в музее им. Андрея Рублева. В 2003 году супругами Азбухановыми для монастыря был создан список этой древней святыни, а в 2015 году в обитель вернулся и сам старинный образ.

Дни празднования Влахернской иконы Божией Матери: 3/16 апреля и 7/20 июля.