Мотоблок с валом отбора мощности

Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ)

Мотоблоки с валом отбора мощности всегда высоко ценятся среди опытных фермеров. Такая техника дает возможность интенсивно использовать для повседневной работы на участке различное навесное оборудование, что, непременно, приносит свои плоды и положительно сказывается на количестве собираемого урожая.

Классификация валов отбора мощности для мотоблока

ВОМ служит механизмом, передающим создаваемым двигателем крутящий момент на рабочие элементы используемых навесных приспособлений. Все валы отбора мощности поддаются классификации по своему принципу действия.

Учитывая этот фактор, различают такие механизмы:

  • зависимые ВОМ – особенность этих валов отбора мощности изначально заключается в их одновременном вращении с муфтой сцепления, предусмотренной мотоблока. В случае отключения муфты, используемый вал отбора мощности также останавливается;
  • независимые ВОМ – привод мотоблоков с такими механизмами поддается более равномерным нагрузкам, что дает возможность владельцу агрегата пользоваться различными вспомогательными механизмами мотоблока даже при отключенном моторе;
  • синхронные ВОМ – устойчивая работа таких валов отбора мощности обеспечена только при бесперебойной скорости вращения колес агрегата;
  • асинхронные ВОМ – принцип действия этих механизмов полностью противоположный валам предыдущего типа. Такие валы отбора мощности активно используются с целью установки и применения на мотоблоке опрыскивателя, сеялки и другого навесного оборудования, работа которого осуществляется на невысоких скоростях и с частыми остановками.

Такого рода классификация позволяет каждому фермеру подобрать для себя агрегат с валом отбора мощности подходящего типа. При необходимости также можно отдельно приобрести вал отбора мощности другого типа для его последующего монтажа на имеющийся мотоблок.

Что такое ВОМ на мотоблоке?

ВОМ, или вал отбора мощности – это механизма, предназначенный для стабильной передачи создаваемой двигателем энергии на рабочие элементы навесного оборудования, стационарных или подвижных машин, а также активных прицепов, используемых на мотоблоках. Большинство имеющихся в продаже мотоблоков оснащены валом отбора мощности, предварительно установленным в задней части сельскохозяйственной машины. В некоторых случаях также можно встретить мотоблоки в ВОМ и дифференциалом, в конструкции которых вал отбора мощности предусмотрен в передней части сельскохозяйственного агрегата.

Основная функция ВОМ на мотоблоке заключается в решении следующих задач:

  • вал отбора мощности отвечает за запуск механических узлов в прицепном или навесном оборудовании. При этом подключение используемых с мотоблоком приспособлений может осуществляться, как напрямую, так и через всевозможные передающие механизмы – в число последних входят клиноременные передачи, карданные валы и редукторы. Это наиболее важная функция ВОМ мотоблока, при выполнении которой механизм поддается полноценной нагрузке;
  • ВОМ также используется для запуска гидравлической системы прицепного оборудования. В таком случае ВОМ мотоблока воздействует исключительно на насос используемого оборудования. Конкретно для этих целей вал отбора мощности применяется крайне редко, так как фермеры не часто используют приспособления с гидравлическими системами.

Способность выполнять эти функции делает мотоблоки с предустановленным валом отбора мощности крайне востребованными среди фермеров, владеющих крупными аграрными хозяйствами.

мотоблок, отбор, мощность

На современном отечественном рынке можно без труда найти различные модели мотоблоков, в чью заводскую комплектацию входит вал отбора мощности. Все они активно используются в паре с многочисленным навесным оборудованием, благодаря чему позволяют выполнять широкий спектр поставленных перед ними агротехнических задач. Предлагаем свой обзор мотоблоков с валом отбора мощности для применения, как в небольших, так и в довольно крупных хозяйствах. В число выбранных нами агрегатов входит:

  • УГРА НМБ-1Н15 – мощные мотоблоки в этой комплектации пользуются высоким спросом благодаря проходимости, стабильной работе в любых условиях и долговечности. Благодаря валу отбора мощности эти агрегаты способны помочь в эффективной вспашке целины, бороновании, окучивании, посадке, сборе и перевозке урожая, общей массой в 500 кг;
  • Мотор Сич МБ-8 –эти профессиональные агрегаты считаются универсальными сельскохозяйственными машинами. Они комплектуются мотором, мощностью 8 л. с., широкими колесами и прочным стальным корпусом;
  • Caiman QUATRO MAX 70S TWK – средние по своему весу мотоблоки позволяют при любых погодных условиях использовать для работы на участке габаритный плуг, борону, сеялку, картофелекопалку, прицеп и другие навесные конструкции;
  • Салют 100 Л6,5 – эти российские мотоблоки заслужили спрос за счет исключительной надежности, высочайшего качества сборки и стабильности. При этом мотоблоки этой марки достаточно компактны и не потребляют большое количество топлива;
  • Zirka GN 151 E – китайские тяжелые мотоблоки отличаются повышенной мощностью и максимально возможным рабочим ресурсом. Надежный вал отбора мощности в их конструкции позволяет использовать каждый такой дизельный агрегат для работы с плугом, окучником, бороной, снегоотвалом, сеялкой и другими распространенными среди фермеров приспособлениями.
READ  Замена двигателя мотоблока Урал на китайский

Наличие ВОМ в конструкции всех перечисленных агрегатов существенно расширяют их возможности, и делают агрегаты практически универсальными помощниками при работе на огороде и придомовом участке.

Выбор мотоблока с валом отбора мощности

Сегодня на рынке имеется много моделей мотоблоков, которые отличаются способом работы, количеством валов, мощностью, скоростными параметрами и т.д. При покупке мотоблока во внимание принимают его технические характеристики и функциональные возможности в зависимости от того, какие работы вы планируете с его помощью выполнять и как часто он будет в эксплуатации.

В зависимости от используемого топлива, все мотоблоки с ВОМ делятся на дизельные и бензиновые.

Дизельные мотоблоки с валом отбора мощности наиболее мощные и проходимые. Они надежны, имеют длительный эксплуатационный срок и годятся для трудоемких и сложных задач.

Наибольшей популярностью пользуются такие дизельные мотоблоки с валом отбора мощности как Зубр и Грилло. Первые выпускаются в Китае, вторые – в Италии. И тот, и другой мотоблоки характеризуются маневренностью, высокими техническими характеристиками, многофункциональностью.

Если же вам нужен мотоблок для работы на небольшом участке, подойдет бензиновая модель, надежная в эксплуатации, экономная в потреблении топлива, эффективная и менее дорогая в сравнении с дизельными моделями.

Наиболее популярны такие бензиновые мотоблоки с ВОМ, как УГРА производства России и Мобил К совместного производства России и Италии.

Мотоблоки УГРА имеют усиленную рулевую колонку, трехступенчатую коробку передач, два вала, которые позволяют использовать широкий диапазон навесного и прицепного оборудования. Этот мотоблок с валом отбора мощности можно отнести к среднему по весу, поскольку он имеет облегченную конструкцию и более удобное управление.

Мотоблок Мобил К оснащен закаленными стальными валами, которые обеспечивают агрегату высочайшую степень надежности. В них стоят двигатели от японской фирмы Honda или канадской Кохлер Комманд, благодаря чему имеют большой рабочий ресурс.

Мотоблоки с валом отбора мощности

Механизированные мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ) могут выполнять самые разнообразные работы – от уборки территории до посадки декоративного газона. Эти универсальные устройства имеют мощный двигатель и приспособлены для установки навесного оборудования – снегоуборщика, косилки, щетки, сеялки и проч.

Когда вы оборудуете свой мотоблок с ВОМ необходимыми вам конструктивными элементами, агрегат станет многофункциональным помощником в ваших сельскохозяйственных работах.

Некоторые особенности выбора мотоблока

Покупая оборудование, обращайте внимание на страну-изготовитель. Обычно известные европейские производители стремятся укомплектовать технику родными двигателями, что делает поиск деталей в случае поломки проще.

Фирменные «внутренности» мотоблока гарантируют большую надежность и стабильность работы без капитального ремонта. А дешевые китайские компании таким качеством похвастать не могут. Особенно это касается легких мотоблоков.

Что выбрать – мотоблок или культиватор?

Если вы стоите перед этим нелегким выбором, вам нужно знать об основных отличиях двух агрегатов:

  • Культиваторы менее мощные, предел мощности у них на отметке 5 л.с., тогда как у мотоблока он может составлять от 6 до 10 л.с.
  • Мотоблоки с валом отбора мощности более тяжелые, их вес составляет около 300 кг, тогда как культиватор весит всего 50-60 кг.
  • Культиваторы имеют более ограниченный функционал (сбор урожая, обработка почвы, уход за посадками), тогда как мотоблок с ВОМ можно использовать еще и в качестве мото- или электрогенератора, а также измельчителя и целого ряда других приспособлений для работ на ферме или огороде.
READ  Как сделать дисковый окучник на мотоблок

Мотоблоки: советы по выбору, особенности конструкции, навесное и прицепное оборудование

Особенности конструкции Нередко термины «мотокультиватор» и «мотоблок» путают. Но это хотя и близкие по назначению и конструкции, но все-таки не идентичные машины. У мотокультиваторов культивация (рыхление поверхностного слоя почвы без переворачивания пласта) является самой главной, а подчас единственной функцией. Мотоблок — более универсальный агрегат, способный использовать специальные прицепные или навесные орудия. Его можно использовать для вспашки, размельчения глыб после вспашки, уничтожения сорняков, выравнивания поверхности, разрыхления грунтовой корки, равномерного перемешивания с почвой вносимых удобрений, перевозки грузов, а также уборки территории и очистки ее от снега. Обычно мотоблоки имеют два вала: на один устанавливаются ведущие колеса, другой — вал отбора мощности (сокращенно ВОМ) для привода навесного оборудования. У мотокультиваторов колеса, как правило, можно установить только вместо фрез. (Существуют так называемые самоходные мотокультиваторы, у которых, кроме вала для колес, имеется отдельный вал для фрез, но установка каких-либо других инструментов не предусмотрена.)

Современные мотоблоки оснащены четырехтактными двигателями мощностью от 5 до 15 л. с. Двухтактные встречаются только на устаревших моделях. На некоторые тяжелые мотоблоки устанавливают даже дизели — у них большой крутящий момент на низких оборотах, что для «трактороподобной» техники гораздо важнее удельной мощности (отношения мощности к весу). Единственное, что ограничивает широкое распространение дизельных двигателей, — их высокая стоимость.

Одной из важнейших характеристик, определяющих удобство работы, надежность и даже компоновку, является тип сцепления и редуктора. Тяжелая универсальная машина не может обойтись без нескольких передач и заднего хода. На более мощных мотоблоках используется шестеренчатая коробка передач и дисковое сцепление, почти такие же, как на автомобиле. На легких либо недорогих устаревших моделях «коробка передач» представляет собой набор шкивов, соединенных ремнями. Выбирают передачу натяжением с помощью ролика того или иного ремня (другие ремни при этом проскальзывают). К тяжелым относят мотоблоки весом более 80 кг и мощностью свыше 8 л.с.

Такой техникой обрабатывают участки значительного размера. Они предназначены для профессионального использования фермерами и работниками коммунальных служб.

Отбор мощности может осуществляться либо через ременную передачу, либо с помощью шлицевого соединения. Однозначно определить, что лучше, нельзя. Первый способ, благодаря проскальзыванию, предотвращает поломку мотоблока или рабочих органов в случае их заклинивания, например наезда на камень. ВОМ со шлицевым соединением позволяет передать больший крутящий момент, поэтому применяется на более тяжелых и мощных машинах. Другое преимущество — это удобство присоединения навесного оборудования: состыковать шлицы быстрее и легче, чем надеть на шкивы ремень и натянуть его. Да еще не надо заботиться о том, как не потерять ремень при использовании мотоблока без активного навесного оборудования.

Навесное и прицепное оборудование В отличие от мотокультиваторов, мотоблоки обычно продаются укомплектованными только пневматическими колесами, без каких-либо рабочих инструментов, которые приобретают отдельно. Поэтому при выборе мотоблоков надо учитывать не только их технические параметры, но и ассортимент выпускаемого к нему оборудования, а также совместимость с оборудованием других моделей и производителей. Наиболее распространены следующие типы навесного и прицепного оборудования.

Культиватор (фреза). Самым востребованным инструментом являются культивационные фрезы. На некоторых моделях их устанавливают вместо колес, как у мотокультиватора. Меняя количество легкосъемных секций и регулируя сошник, подбирают требуемую ширину обработки. Но предпочтительнее использовать культиватор в виде отдельного навесного агрегата с приводом от ВОМа.

Колеса обеспечивают равномерное движение вперед и препятствуют «самозакапыванию» фрез, чем грешат обычные культиваторы. А так как фрезы и колеса вращаются в противоположных направлениях, то это предотвращает их «выскакивание» и «убегание» при наезде на более твердый участок почвы.

Плуг. Иногда вспашка предпочтительнее других видов агротехнических работ. Например, при обработке целины, когда площадь участка значительна, культивация занимает слишком много времени. При соответствующем навыке с помощью плуга можно закапывать картофель весной и выкапывать осенью. Хорошо изготовленный и настроенный плуг самозаглубляется при движении.

READ  Адаптер для мотоблока с рулем своими руками

Оборотный плуг. С обычным плугом после вспахивания каждой борозды приходится вхолостую перегонять мотоблок обратно. У оборотного плуга два лемеха — один отваливает пласт налево, другой направо. Но работает только один, другой поднят над землей. При вспашке в обратном направлении работает уже именно он, так что пласт отваливается в ту же сторону.

Роторный плуг. Для его работы требуется привод от вала отбора мощности, но работать с ним легче, чем с простым плугом, поскольку он не критичен к равномерности и прямолинейности движения мотоблока. Конструктивно представляет собой от двух до четырех изогнутых лемехов, Преимущества по сравнению с фрезой-культиватором — перенос верхнего слоя земли вниз, как у обычного плуга, и большая производительность.

Борона. После вспашки остаются огромные комья земли. Их необходимо разбить и разровнять. Для этого и предназначена борона — дисковая или с зубьями (пальчиковая).

Окучник (плуг-окучник). Плуг с V-образным лемехом. С его помощью делают борозды для посева овощей (картофеля, фасоли, гороха, лука) и окучивают картофель после посадки.

Картофелевыкапыватель. Процесс выкапывания картофеля — один из самых тяжелых этапов сельскохозяйственных работ. Для этой цели можно использовать плуг, но работа с ним тяжела и часто приводит к разрушению корнеплодов. Лучший вариант — специальный картофелевыкапыватель. Он приподнимает почву вместе с корнеплодами, земля осыпается, а картофель оказывается на поверхности.

мотоблок, отбор, мощность

Косилка. Мотоблоком не только обрабатывают землю, но и косят траву, используя косилки двух основных типов: ножевые и роторные. Роторные более эффективны, но ножевые маневреннее, ими удобнее косить между деревьев и кустов.

Роторная щетка. Насадка, позволяющая быстро и эффективно подмести большую территорию, будь то асфальтовые дорожки или газон. Надо только отрегулировать высоту. Справится она и со свежевыпавшим снегом.

Нож-отвал (бульдозерный нож). Иногда нужно передвинуть груду песка или снять слой почвы, а чаще всего — снега. Махать лопатой долго и утомительно, вызывать бульдозер — дорого, да и на маленьком участке он будет, как слон в посудной лавке. У владельца тяжелого мотоблока есть другой выход — навесить нож-отвал. Конечно, настоящий бульдозер не получится — слишком мал вес. Но с небольшими кучами мусора он вполне справится.

Шнеко-роторный снегоуборщик. Снег можно отодвинуть в сторону ножом-отвалом, а окончательно очистить поверхность с помощью щетки. Но когда снега много, лучше воспользоваться специальным шнеко-роторным снегоуборщиком. Стальной шнек с зубьями перемалывает даже слежавшиеся и обледеневшие сугробы. Снег выбрасывается в сторону на расстояние до 20 метров.

Прицеп грузовой. Для перевозки грузов к мотоблоку присоединяют тележку грузоподъемностью от 300 до 500 кг. Кузов у нее, как правило, самосвальный или опрокидывающийся. Тележка бывает снабжена тормозами и сиденьем оператора, а иногда и светотехникой.

Прицеп-адаптер. Это нехитрое устройство называют еще рабочей одноколкой или ездовым модулем. Позволяет превратить мотоблок в мини-трактор с ломающейся рамой. Представляет собой «задний мост» для мотоблока с установленным на нем сиденьем. Сзади адаптера имеется сцепка для прицепного или пассивного навесного оборудования.

Металлические колеса с грунтозацепами. Сложность пахоты мотоблоком заключается в его малом весе и, как следствие, в малом тяговом усилии. Для его увеличения предусмотрены специальные металлические колеса. Они значительно тяжелее пневматических, а высокие редкие грунтозацепы не забиваются землей при работе.

Цепи противоскольжения на колеса. Также предназначены для увеличения тягового усилия, но менее эффективны. Зато дешевы и компактны.

Утяжелители. Если мотоблок слишком легок для обеспечения большого тягового усилия, его утяжеляют дополнительными грузами. Утяжелители можно навешивать как на корпус мотоблока, так и непосредственно на колеса, что более эффективно.

Кроме указанных, существует еще много различных специализированных агрегатов: ворошители сена, мотопомпы, электрогенераторы, сеялки или комбинированные машины для выполнения нескольких операций за один проход.

мотоблок, отбор, мощность