Универсальный датчик кислорода Bosch 4 провода установка

Содержание

Чем и как можно проверить лямбду

Для проверки будет нужно цифровой вольтметр (лучше аналоговый вольтметром, так как у него время «дискретизации» существенно меньше чем у цифрового) и осциллограф если есть возможность, измерения будут более поточнее. Перед проверкой следует прогреть авто так как лямбда верно работать при температуре более 300C°.

универсальный, датчик, кислород, bosch

Заводим движок, разъем лямбды не разъединяем. Минусовой щуп вольтметра (рядовая цешка) соединяем с кузовом автомобиля. Плюсовым щупом цешки “тыкаем” на каждый контакт провода и смотрим за показанием вольтметра. При обнаружении плюсового провода обогревателя, вольтметр должен демонстрировать неизменные двенадцать В.

Датчик кислорода Bosch (0 двести пятьдесят восемь 005 133) на ВАЗ 2108, 21099, 2110-2112, 2113-2115 1,5L

чем у нас? Пришлите нам ссылку, мы поглядим и предложим такую же, и может быть, более малую стоимость.

Устанавливается на автомобиль ВАЗ 2108-09-099 ( LADA Самара ), ВАЗ 2113-14-15 ( LADA Самара два ), ВАЗ 20 одна тыща 100 два ( «10-ка» 1,5L 8V ) и ВАЗ 20 одна тыща 100 три ( «10-ка» 1,5L 16V ). Датчик кислорода Bosch (0 двести 50 восемь 005 133)

Почетаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке датчика кислорода, в строке «Дополнительно» указывайте модель вашего автомобиля и год выпуска.

Жесткие экологические нормы издавна узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов (в обиходе катализаторы) устройств, содействующих понижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь отменная, но отлично работает только при определенных критериях. Без неизменного контроля состава топливно-воздушной консистенции обеспечить катализаторам долголетие нереально вот здесь и приходит на помощь датчик кислорода, он же О2-датчик, он же лямбда зонд (ЛЗ).

Заглавие датчика происходит от греческой буковкы l (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент излишка воздуха в топливно-воздушной консистенции. При рациональном составе этой консистенции, когда на 14,7 части воздуха приходится один часть горючего, l равна один (график 1). Окно действенной работы катализатора очень узенькое: l=1±0,01. Обеспечить такую точность может быть только при помощи систем питания с электрическим (дискретным) впрыском горючего и при использовании в цепи оборотной связи лямбда-зонда.

Излишек воздуха в консистенции измеряется очень необычным методом методом определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (О2). Потому лямбда зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электронный сигнал датчика считывается электрическим блоком управления системы впрыска горючего (ЭБУ), а тот в свою очередь улучшает состав консистенции методом конфигурации количества подаваемого в цилиндры горючего. На неких современных моделях автомобилей имеется очередной лямбда-зонд. Размещен он на выходе катализатора. Этим достигается большая точность изготовления консистенции и контролируется эффективность работы катализатора

График 1. Зависимость мощности мотора (P) и расхода горючего (Q) от коэффициента излишка воздуха (l) Полное сгорание и наибольшая мощность достигается при l=1.

Механизм работы Лямбда-зонд действует по принципу гальванического элемента с жестким электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх нее напылены токопроводящие пористые электроды из платины. Один из электродов дышит выхлопными газами, а 2-ой воздухом из атмосферы (рис.2). Действенное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры триста 400оС. Исключительно в таких критериях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к возникновению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.

При пуске и прогреве прохладного мотора управление впрыском горючего осуществляется без роли этого датчика, а корректировка состава топливо-воздушной консистенции осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала и др.). Особенностью циркониевого лямбда-зонда будет то, что при малых отклонениях состава консистенции от безупречного (0,97 Ј l Ј 1,03) напряжение на его выходе меняется скачком в интервале 0,1. 0,9 В (график 2).

Не считая циркониевых, есть кислородные датчики на базе двуокиси титана (TiO2). При изменении содержания кислорода (О2) в отработавших газах они изменяют свое объемное сопротивление. Генерировать ЭДС титановые датчики не могут; они конструктивно сложны и дороже циркониевых, потому, невзирая на применение в неких автомобилях (Nissan, Бмв, Ягуар), широкого распространения не получили.

Для увеличения чувствительности лямбда-зондов при пониженных температурах и после пуска прохладного мотора употребляют принудительный обогрев. Нагревательный элемент (НЭ) размещен снутри керамического тела датчика и подключается к электросети автомобиля

График 2. Зависимость напряжений лямбда-зонда от коэффициента излишка воздуха (l) при температуре датчика 500-800оС

А условная точка средних показаний (Uвых 0,5 В, при l=1,0). (Обогащение консистенции (уменьшение О2 в выхлопе). Обеднение консистенции (повышение О2 в выхлопе).

1 керамическое основание; 2, восемь контакты НЭ; три нагревательный элемент (НЭ); четыре жесткий электролит ZrO2 с напыленными платиновыми электродами; 5 защитный кожух с прорезями; 6 железный корпус с резьбой крепления; семь уплотнительное кольцо; девять выводы датчика.

В данном случае ЭБУ начинает работать по усредненным характеристикам, записанным в его памяти: при всем этом состав образующейся топливно-воздушной консистенции будет отличаться от безупречного. В итоге появится завышенный расход горючего, неуравновешенная работа мотора на холостом ходу, повышение содержания СО в отработавших газах, понижение динамических черт, но машина при всем этом остается на ходу. В неких моделях автомобилей ЭБУ реагирует на отказ лямбда-зонда особо серьезно и начинает так рьяно наращивать количество подаваемого в цилиндры горючего, что припас горючего в баке тает на очах, из трубы валит темный дым, СО зашкаливает, а движок тупеет и на ближайшую 100 для вас, вероятнее всего, придется добираться на буксире.

Список вероятных дефектов лямбда зонда довольно большой и некие из их (утрата чувствительности, уменьшение быстродействия) самодиагностикой автомобиля не фиксируются. Потому окончательное решение о замене датчика можно принять только после его кропотливой проверки, которую идеальнее всего поручить спецам. Следует особо отметить, что пробы замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут ЭБУ не распознает чужие сигналы, и не употребляет их для корректировки состава приготавливаемой горючей консистенции, т.е. просто игнорирует.

При спаленном либо отключенном лямбда зонде СО в выхлопе растет на порядок: от 0,1 0,3% до три 7% и уменьшить его значение не всегда удается, т. к. припаса хода винта свойства консистенции может не хватить. В автомобилях, система l-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще труднее. В случае отказа второго лямбда-зонда (либо пробивки секции катализатора) достигнуть обычной работы мотора фактически нереально.

READ  Инструмент для уборки травы своими руками

Вообщем универсальный лямбда зонд Bosch более уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет 40 80 тыс. км зависимо от критерий эксплуатации и исправности мотора. Нехорошее состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливно-воздушная смесь, сбои в системе зажигания очень уменьшают срок его службы. Применение этилированного бензина категорически неприемлимо свинец отравляет платиновые электроды лямбда зонда за несколько бесконтрольных заправок.

1 жесткий электролит ZrO2; 2, три внешний и внутренний электроды; четыре контакт заземления; 5 сигнальный контакт; 6 выхлопная труба.

а без подогревателя; б, с с подогревателем.

цвет вывода может отличаться от обозначенного.

Рекомендованный заводом-изготовителем лямбда зонд Bosch и схожие по конструкции циркониевые датчики взаимозаменяемы. Вероятна замена неподогреваемых датчиков на подогреваемые (но не напротив!). Но при всем этом может появиться неувязка несовместимости разъемов и отсутствия в машине цепи питания для нагревателя лямбда зонда. Недостающие провода можно проложить без помощи других, а заместо разъема использовать стандартные авто контакты.

Цветовая маркировка выводов лямбда зондов может различаться, но сигнальный провод всегда будет иметь черный цвет (обычно темный). Массовый провод может быть белоснежным, сероватым либо желтоватым Титановые лямбда зонды от циркониевых просто отличить по цвету накального вывода подогревателя он всегда красноватый. При замене 3-контактного лямбда зонда на 4-контактный нужно накрепко соединить с массой автомобиля провод заземления подогревателя и сигнальный минус, а накальный провод подогревателя через реле и предохранитель подключить к плюсу АКБ.

Подключение впрямую к катушке зажигания нежелательно, т. к. в цепи ее питания может стоять понижающее сопротивление. Подключиться к контактам топливного насоса довольно трудно. Идеальнее всего подключить реле подогревателя лямбда зонда к замку зажигания.

Для полного сгорания один кг бензина требуется приблизительно 14,5 кг воздуха. Такое безупречное соотношение определяется как «лямбда=1». Соотношение количества воздуха и горючего оказывает существенное воздействие на рабочие свойства мотора. Так, богатая смесь позволяет получить наибольший вращающий момент и поболее равномерную работу мотора, но при всем этом увеличивается расход горючего и возрастает концентрация вредных веществ в выхлопных газах. Сразу после пуска мотора лямбда-датчик определяет процент содержания кислорода в выхлопных газах, которые ещё не прошли катализатор. Приобретенное значение указывает, происходит ли в движке полное сгорание топливно-воздушной консистенции. Лямбда-зонд определяет отличия в концентрации кислорода в отработавших газах и передает информацию в бортовик, который корректирует характеристики работы систем зажигания и впрыска.Таким макаром,лямбда-датчик держит под контролем лучший состав топливно-воздушной консистенции, что позволяет сберегает горючее и достигать малой токсичности выхлопных газов. Не считая того, только при достижении рационального значения «лямбда=1» установленный на автомобиле катализатор может полностью делать свои функции по расщеплению образовавшихся при сгорании горючего вредных веществ.

Установка разъёма на универсальный лямбда датчик.

универсальный, датчик, кислород, bosch

Программа из десять универсальных лямбда-зондов покрывает применимость по более чем одна тысяча оригинальным лямбда-зондам (75% европейского автопарка):

  • Вместо большого ассортимента можно держать на складе только девять позиций!
  • Быстрая оборачиваемость складских запасов
  • Привлекательная цена

В комплект поставки универсальных лямбда-зондов Bosch входят:

Поисковыйномер Тип Нагрев,Вт количествопроводов Масса
LS 01 пальчиковый 1 Соединена с массой автомобиля
LS 02 пальчиковый 12 3 Соединена с массой автомобиля
LS 03 пальчиковый 18 4 Соединена с массой автомобиля и подается на зонд по отдельному проводу
LS 04 пальчиковый 18 3 Соединена с массой автомобиля
LS 05 пальчиковый 18 4 Подается на зонд по отдельному проводу
LS 06 пальчиковый 12 4 Соединена с массой автомобиля и подается на зонд по отдельному проводу
LS 07 пальчиковый 12 4 Подается на зонд по отдельному проводу
LS 602 планарный 7 4 Подается на зонд по отдельному проводу
LS 615 планарный 7 4 Подается на зонд по отдельному проводу
LS 617 планарный 7 4 Подается на зонд по отдельному проводу
Неподогреваемый лямбда-зонд Подогреваемый 3-проводный лямбда-зонд Подогреваемый 4-проводный лямбда-зонд Планарный лямбда-зонд

Перед выходом с конвейера каждый лямбда-зонд тестируется, вследствие чего на защитном колпачке появляются характерные цвета побежалости

  • Лямбда-датчики Bosch имеют уникальный корпус. Он выполнен из нержавеющей стали и сварен лазером двойным швом. Благодаря этому измерительный элемент неподвержен попаданию воды и грязи
  • Быстрореагирующий нагревательный элемент обеспечивает быстрое нагревание измерительного элемента, а значит – быструю готовность к работе. Высокая точность изготовления нагревательного элемента позволяет достигнуть заданного диапазона рабочих температур
  • Измерительный элемент лямбда-датчика имеет платиновые электроды, чем достигается увеличение срока службы

При замене лямбда-зонда, новый универсальный датчик крепится к проводу от старого встроенного лямбда-датчика при помощи оригинального коннектора, который также является запатентованным изобретением Bosch

Фирма Bosch производит лямбда-зонды с измерительными керамическими элементами на основе двуокиси циркония. Принцип действия заключается в том, что при определенной разнице в концентрации кислорода в выхлопном газе, воздействующем на керамический элемент с одной стороны, и в атмосферном воздухе с другой, происходит скачкообразное изменение выходного напряжения в диапазоне от 0,1 до 0,9 В. Бедной смеси соответствует 0,1 В, богатой смеси 0,9 В. Проверить лямбда-зонд на автомобиле лучше всего при помощи осциллографа.

Нормально работающий зонд.

Проверка заключается в том, что при прогретом двигателе при оборотах две тысячи об/мин, лямбда-зонд должен выдавать сигнал частотой 1–2 Гц и амплитудой от 0,1 до 0,8 В. При выключенном зажигании подсоединить осциллограф параллельно сигнальному напряжению лямбда-зонда. Сразу после запуска холодного двигателя напряжение на выходе лямбда-зонда вначале будет постоянным (0,4–0,6 В). По мере роста температуры появятся колебания выходного отверстия лямбда-зонда, амплитуда и частота которых постепенно возрастает. После прогрева двигателя и лямбда-зонда напряжение будет колебаться от 0,1 до 0,8 В.

Следует учесть, что отсутствие нормального сигнала лямбда-зонда не обязательно указывает на неисправность самого датчика. Причиной может быть, например, подсос воздуха в выхлопной системе, плохо распыляющие форсунки и т.д.

Работу лямбда-зонда можно проверить, симулируя бедную или богатую смесь при отсоединенном сигнальном проводе, но подключенных проводах нагревательного элемента лямбда-зонда. Двигатель и лямбда-зонд должны быть в прогретом состоянии.

Симуляция богатой смеси.

На вход сигнала лямбда-зонда блока управления подать напряжение UV

0,8…0,9 В (относительно потенциала массы лямбда-зонда).При этом блок управления должен подать сигнал на обеднение смеси. Вследствие этого ухудшается холостой ход (двигатель вибрирует). Напряжение на лямбда-зонде Uλ должно упасть до 0,1 В. Если напряжение не упало, неисправность может быть, например, в датчике температуры двигателя, проводке, блоке управления и т.д. В случае, если обеднение смеси произошло, но напряжение лямбда-зонда не упало, то неисправность может находиться в области лямбда-зонда (плохое соединение с массой, нагревательный элемент лямбда-зонда неисправен, старение/отказ лямбда-зонда).

Симуляция бедной смеси.

На вход сигнала лямбда-зонда блока управления подать напряжение UV

0,1 В (относительно потенциала массы лямбда-зонда). Обороты двигателя должны кратковременно возрасти за счет обогащения смеси блоком управления. Напряжение на зонде Uλ должно подняться до 0,8…0,9 В. Если напряжение не поднялось, проблема может быть, например, в лямбда-зонде, подсосе воздуха через негерметичность выпускного тракта и т.п.

READ  Замена подшипников генератора Bosch 120a

Проверка нагревательного элемента лямбда-зонда

Проверка нагревательного элемента лямбда-зонда происходит путем измерения его сопротивления. Обычно оно составляет 2…14Ω при комнатной температуре. При значениях 30Ω, лямбда-зонд дефектный.

Рекомендуемые интервалы проверки и замены лямбда-датчиков

В силу расположения лямбда-зонда в выхлопной трубе, на него оказывается постоянное воздействие температурных, механических и химических факторов, из-за чего датчик необходимо периодически проверять (каждые тридцать 000 км) и регулярно заменять. Bosch предлагает следующие интервалы замены датчиков:

  • Вы можете нам доверять. Убедитесь в этом
  • Гарантия качества и возврата
  • Пункты выдачи в четыреста городах
  • Доставка курьером, почтой, транспортной компанией
  • Более десять удобных способов оплаты
  • Большой ассортимент

Оригинальные номера производителей (OEM):Соответсвует следующим номерам оригинальных производителей DACIA, RENAULT

Производитель Оригинальный номер
DACIA 8200760489
RENAULT 8200760489

Номера производителей неоригинальных запчастей (кроссы):Коды замен неоригинальных производителей Bosch, ERA, LUZAR, MTE-THOMSON, NGK

Производитель Номер запчасти
Bosch 0258986602
ERA 570112
LUZAR VS-OS0001
MTE-THOMSON 896040046
NGK OZA723-EE12

Применимость детали к автомобилям:Применяется в следующих транспортных средствах: DACIA DUSTER, DACIA SANDERO, RENAULT CLIO III, RENAULT DUSTER, RENAULT EURO CLIO III, RENAULT FLUENCE, RENAULT LOGAN II, RENAULT LOGAN I, RENAULT LUTECIA III, RENAULT MEGANE III, RENAULT SANDEROSTEPWAY I, RENAULT TONDAR девяносто I и других представленных в таблице ниже:

Чтобы купить товар «Лямбда-зонд» с номером «0258010029» производителя «Bosch» выберите устраивающие Вас цену и срок поставки из предлагаемого списка и нажмите кнопку «Добавить в корзину». Подробная информация «Как купить» в разделе Клиентам

Информация о применимости детали Bosch двести пятьдесят восемь миллионов десять тысяч двадцать девять является справочной. Применимость свидетельствует о том, что запчасть Bosch двести пятьдесят восемь миллионов десять тысяч двадцать девять может применяться для перечисленных моделей, произведенных в указанный период. Применимость детали к конкретному автомобилю необходимо проверять по VIN-коду в оригинальном каталоге запчастей.

Дополнительный номер: LSF-4-23,0 двести пятьдесят восемь 986 615,LS 6022,LSF-4.2

Дополнительный номер: LSF-4-21,0 двести пятьдесят восемь 986 615,LS 6026,LSF-4.2

Дополнительный номер: нуль 258 девятьсот восемьдесят шесть 615,LS 6027,LSF-4-21,LSF-4.2

Дополнительный номер: LSF-4-21,LSF-4.2,0 двести пятьдесят восемь 986 615,LS 6028

Дополнительный номер: LSF-4-21,0 двести пятьдесят восемь 986 615,LSF-4.2,LS 6029

Дополнительный номер: LSF-4-21,0 двести пятьдесят восемь 986 615,LS 6046,LSF-4.2

Дополнительный номер: LSF-4-23,0 двести пятьдесят восемь 986 615,16123,LS 6123,LSF-4.2

Дополнительный номер: LSF-4-21,0 двести пятьдесят восемь 986 615,LS 6155,LSF-4.2

Дополнительный номер: нуль 258 девятьсот восемьдесят шесть 615,16167,LS 6167,LSF-4-23,LSF-4.2

Дополнительный номер: LSF-4-23,0 двести пятьдесят восемь 986 615,LS 6170,LSF-4.2

Дополнительный номер: LSF-4-23,0 двести пятьдесят восемь 986 615,LS 6171,LSF-4.2

Дополнительный номер: LSF-4-23,0 двести пятьдесят восемь 986 615,LS 6172,LSF-4.2

Дополнительный номер: LSF-4-21,0 двести пятьдесят восемь 986 615,16174,LS 6174,LSF-4.2

Датчик кислородный Bosch LS07, универсальный, четыре провода, резьба M18x1.5, длина кабеля 680мм, с запатентованным коннектором, арт. Нуль 258 девятьсот восемьдесят шесть 507

О производителе. Концерн BOSH является одной из крупнейших в мире корпораций, занимающейся всевозможными видами деятельности, производящей сотни тысяч наименований продукции для рынка автомобилей, потребительских и промышленных товаров. Компания вкладывает в научно-технические разработки миллиарды евро и в год получает тысячи патентов по всему миру. Основанная еще в девятнадцать столетии в Германии, на данный момент BOSH даёт работу более чем тремстам тысячам человек в пятьдесят странах. В качестве производителя для авторынка корпорация может похвастаться широчайшим ассортиментом от тормозных до мультимедийных систем. Продукты компании не нуждаются в рекламе — большинство потребителей по всему миру, в том числе и автолюбители, не задумываясь выберут предложение от BOSH как изначально предполагающее максимальный уровень качества и надёжности.

Датчик кислорода. Датчик кислорода или лямбда-зонд (не путать с датчиками массового расхода воздуха) предназначен для оценки кислорода в выхлопных газах автомобиля. Необходимо это для того, чтобы бортовой блок управления автомобиля имел информацию об отклонении значения концентрации кислорода, и мог поддерживать так называемое стехиометрическое, то есть идеальное значение соотношение топливно-воздушной смеси, при котором двигатель работает максимально эффективно. Значение отношения фактического количества воздуха к необходимому обозначается символом λ (лямбда), от чего кислородный датчик и получил свое название. Устанавливается датчик кислорода непосредственно в выхлопную систему, причем не редко одновременно как до, так и после катализатора.

Производитель оставляет за собой право без уведомления менять характеристики, внешний вид, комплектацию товара и место его производства.

В случае, если в описании товара прямо не указано обратное, гарантийный срок на такой товар не установлен.

Датчик кислорода Bosch поставляется на сборочные конвейеры многих автопроизводителей. При помощи данного устройства осуществляется оценка количества кислорода в отработанных газах автомобиля.

Кислородный датчик Bosch может быть предназначен для определенной модели авто (или линейки), либо для широкого перечня автомобилей различных марок и моделей (лямбда зонд Bosch универсальный).

Датчик кислорода универсальный Bosch обычно имеет больше контактов, чем тот, который предназначен для конкретного авто. Неиспользуемые контакты при подключении такого устройства в выпускной коллектор обычно подключаются к корпусу, либо к одному из сигнальных контактов (в зависимости от их предназначения и характеристики сигнала). Если вас интересует на кислородный датчик Bosch цена, обратитесь к нашим менеджерам. С ними вы обсудите условия оптовых поставок, сроки и т.д.

Лямбда-зонд: почему датчик кислорода так важен для автомобиля

Сомнительная заправка, плохой бензин, «чек» на панели — стандартный и быстрый путь к замене кислородного датчика. Про лямбда-зонд слышали многие автомобилисты, но мало кто разбирался, за что именно он отвечает и почему так легко выходит из строя. Рассказываем про датчик кислорода — «обоняние» двигателя.

Лямбда и стехиометрия двигателя

Название датчика происходит от греческой буквы λ (лямбда), которая обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси. Для полного сгорания смеси соотношение воздуха с топливом должно быть 14,7:1 (λ=1). Такой состав топливно-воздушной смеси называют стехиометрическим — идеальным с точки зрения химической реакции: топливо и кислород в воздухе будут полностью израсходованы в процессе горения. При этом двигатель произведёт минимум токсичных выбросов, а соотношение мощности и расхода топлива будет оптимальным.

Если лямбда будет один (недостаток воздуха), смесь станет обогащённой; при лямбде один (избыток воздуха) смесь называют обеднённой. Чересчур богатая смесь — это повышенный расход топлива и более токсичный выхлоп, а слишком бедная смесь грозит потерей мощности и нестабильной работой двигателя.

универсальный, датчик, кислород, bosch

Из графика видно, что при λ=1 мощность двигателя не пиковая, а расход топлива не минимален — это лишь оптимальный баланс между ними. Наибольшую мощность мотор развивает на слегка обогащённой смеси, но расход топлива при этом возрастает. А максимальная топливная эффективность достигается на слегка обеднённой смеси, но ценой падения мощности. Поэтому задача ЭБУ (электронного блока управления) двигателя — корректировать топливно-воздушную смесь исходя из ситуации: обогащать её при холодном пуске или резком ускорении, и обеднять при равномерном движении, добиваясь оптимальной работы мотора во всех режимах. Для этого блок управления ориентируется на показания датчика кислорода.

Зачем нужен кислородный датчик

Датчиков в современном двигателе великое множество. С помощью различных сенсоров ЭБУ замеряет температуру забортного воздуха и его поток, «видит» положение дроссельной заслонки, отслеживает детонацию и положение коленвала — словом, внимательно следит за воздухом «на входе» и показателями работы мотора, регулируя подачу топлива для создания оптимальной смеси в цилиндрах.

READ  Как разобрать миксер Bosch mfq 3010

Лямбда-зонд показывает, что же получилось «на выходе», замеряя количество кислорода в выхлопных газах. Другими словами, кислородный датчик определяет, оптимально ли работает мотор, соответствуют ли расчёты ЭБУ реальной картине и нужно ли вносить в них поправки. Основываясь на данных с лямбда-зонда, ЭБУ вносит соответствующие коррекции в работу двигателя и подготовку топливно-воздушной смеси.

Где находится кислородный датчик

Датчик кислорода установлен в выпускном коллекторе или приёмной трубе глушителя двигателя, замеряя, сколько несгоревшего кислорода находится в выхлопных газах. На многих автомобилях есть ещё один лямбда-зонд, расположенный после каталитического нейтрализатора выхлопа — для контроля его работы.

Если у двигателя две головки блока (V-образники, «оппозитники»), то удваивается количество выпускных коллекторов и катализаторов, а значит и лямбда-зондов — у современной машины может быть и четыре кислородных датчика.

Устройство кислородного датчика

Классический лямбда-зонд порогового типа — узкополосный — работает по принципу гальванического элемента. Внутри него находится твёрдый электролит — керамика из диоксида циркония, поэтому такие датчики часто называют циркониевыми. Поверх керамики напылены токопроводящие пористые электроды из платины. Будучи погружённым в выхлопные газы, датчик реагирует на разницу между уровнем кислорода в них и в атмосферном воздухе, вырабатывая на выходе напряжение, которое считывает ЭБУ.

Циркониевый элемент лямбда-зонда приобретает проводимость и начинает работать только после прогрева до температуры триста °C. До этого ЭБУ двигателя действует «вслепую» согласно топливной карте, без обратной связи от кислородного датчика, что повышает расход топлива при прогреве двигателя и количество вредных выбросов. Чтобы быстрее задействовать лямбда-зонд, ему добавляют принудительный электрический подогрев. Кислородные датчики с подогревом внешне отличаются увеличенным количеством проводов: у них 3–4 жилы против 1–2 у обычных датчиков.

В названии узкополосного датчика кроется его недостаток — он способен замерять количество кислорода в выхлопе в достаточно узком диапазоне. ЭБУ может корректировать смесь по его показаниям только в некоторых режимах работы мотора (холостой ход, движение с постоянной скоростью), что не отвечает современным требованиям по экономичности и экологичности двигателей. Для более точных замеров в широком диапазоне используют широкополосный лямбда-зонд (A/F-сенсор), который также называют датчиком соотношения «воздух-топливо» (Air/Fuel Sensor). Обычно к нему подходят 5–6 проводов, хотя бывают и исключения.

Внешне «широкополосник» похож на обычный датчик кислорода, но внутри есть отличия. Благодаря специальным накачивающим ячейкам эталонный лямбда-коэффициент газового содержимого датчика всегда равен 1, и генерируемое им напряжение постоянно. А вот ток меняется в зависимости от количества кислорода в выхлопных газах, и ЭБУ двигателя считывает его в реальном времени. Это позволяет электронике быстрее и точнее корректировать смесь, добиваясь её полного сгорания в цилиндрах.

Почему до сих пор производят узкополосные датчики? Во-первых, для старых автомобилей, где A/F-сенсоры не применялись. Во-вторых, из-за особенностей «широкополосника» его нельзя устанавливать после катализатора, где он быстро выходит из строя. А контролировать работу катализатора как-то надо. Поэтому в современных двигателях ставят два лямбда-зонда разного типа: широкополосный (управляющий) — в районе выпускного коллектора, а узкополосный (диагностический) — после катализатора.

Причины и признаки неисправности лямбда-зонда

Основная причина поломок кислородных датчиков — некачественный бензин: свинец и ферроценовые присадки оседают на чувствительном элементе датчика, выводя его из строя. На состояние лямбда-зонда влияет и нестабильная работа двигателя: при пропусках зажигания от старых свечей или пробитых катушек несгоревшая смесь попадает в выхлопную систему, где догорает, выжигая и катализатор, и датчики кислорода. Приговорить датчик также может попадание в цилиндры антифриза или масла.

Самый очевидный признак неисправности лямбда-зонда — индикатор Check Engine на приборной панели. Считав код ошибки с помощью сканера или самодиагностики, можно проверить, какой именно датчик вышел из строя, если их несколько. Иногда всё дело в повреждённой проводке датчика — с проверки цепи и стоит начать поиск поломки.

Но далеко не всегда проблемный лямбда-зонд зажигает «Чек»: иногда он не ломается полностью, а медленно умирает, давая при этом ложные показания, из-за чего ЭБУ двигателя неверно корректирует состав смеси. В этом случае нужно ориентироваться на косвенные признаки — ухудшение работы двигателя.

Проблемы с датчиком кислорода нарушают всю систему обратной связи и лямбда-коррекции, вызывая целый букет неисправностей. Прежде всего, это увеличение расхода топлива и токсичности выхлопа, снижение мощности и нестабильный холостой ход. Если вовремя не заменить лямбда-зонд, следом выйдет из строя каталитический нейтрализатор, осыпавшись из-за перегрева от обогащённой смеси.

Универсальные кислородные датчики

Цена на оригинальные датчики кислорода вряд ли обрадует автомобилистов, но все лямбда-зонды работают по единому принципу, что позволяет без труда подобрать замену. Главное, чтобы соответствовал типа датчика (широкополосный/узкополосный), количество проводов и резьбовая часть. В продаже есть универсальные кислородные датчики без разъёма, которые можно использовать на десятках моделей автомобилей — подобрать и купить лямбда-зонд не составляет проблемы.

Чтобы избежать проблем с кислородными датчиками, следите за состоянием двигателя, заправляйтесь качественным топливом и регулярно выполняйте компьютерную диагностику, которая позволит выявить неисправности на ранней стадии.

Первые признаки неисправности лямбда-зонда или как проверить датчик кислорода

О том, что такое лямбда зонд и для чего он нужен, к сожалению, знают далеко не все автовладельцы. Лямбда зонд — это кислородный датчик, который позволяет электронной системе контролировать и балансировать правильное соотношение воздуха и бензина в камерах сгорания. Он способен своевременно исправить структуру топливной смеси и предупредить дестабилизацию рабочего процесса двигателя.

Этот достаточно хрупкий прибор находится в очень агрессивной среде, поэтому его работу необходимо постоянно контролировать, так как при его поломке дальнейшее использование автомобиля невозможно. Периодическая проверка лямбда зонда станет гарантом стабильной работы автотранспортного средства.

Чем и как можно проверить лямбду

Для проверки потребуется цифровой вольтметр (лучше аналоговый вольтметром, поскольку у него время дискретизации значительно меньше чем у цифрового) и осциллограф если есть возможность, измерения будут более точнее. Перед проверкой следует прогреть авто поскольку лямбда правильно работать при температуре более 300C°.

Заводим двигатель, разъем лямбды не разъединяем. Минусовой щуп вольтметра (обычная цешка) соединяем с кузовом автомобиля. Плюсовым щупом цешки “тыкаем” на каждый контакт провода и наблюдаем за показанием вольтметра. При обнаружении плюсового провода обогревателя, вольтметр должен показывать постоянные двенадцать В. Далее минусовым щупом вольтметра пытаемся найти минусовой провод подогревателя. Включаемся в оставшиеся контакты разъема датчика. При обнаружении минусового контакта, опять же вольтметр покажет двенадцать В. Оставшиеся провод, провода сигнальные.